Очаковское восстание

Куприн был очевидцем очаковского восстания. На его глазах ночью 15 ноября крепостные орудия Севастополя подожгли революционный крейсер, а каратели с пристани расстреливали из пулеметов и приканчивали штыками матросов, пытавшихся вплавь спастись с пылающего корабля. Потрясённый увиденным, Куприн откликнулся на расправу вице-адмирала Чухнина с восставшим гневным очерком "События в Севастополе", опубликованным в петербургской газете "Наша жизнь" 1 декабря 1905 года. После появления этой корреспонденции Чухниным был отдан приказ о немедленной высылке Куприна из Севастопольского округа. Одновременно вице-адмирал возбудил против писателя судебное преследование; после допроса у судебного следователя Куприну разрешили выехать в Петербург.

Вскоре после севастопольских событий в окрестностях Балаклавы, где жил Куприн, появилась группа из восьмидесяти матросов, добравшихся до берега с "Очакова". В судьбе этих измученных усталостью и преследованием людей Куприн принял самое горячее участие: доставал им штатское платье, помог сбить со следа полицию. Частично эпизод со спасением матросов отражен в рассказе "Гусеница" (1918), но там "заводилой" выведена простая русская женщина Ирина Платоновна, а "писатель" оставлен в тени. В воспоминаниях Аспиза есть существенное уточнение: "Честь спасения этих матросов-очаковцев принадлежит исключительно Куприну".

Бодростью, верой в будущее России, художественной зрелостью проникнуто творчество Куприна этой поры. Он пишет рассказы "(Штабс-капитан Рыбников" (1905), "Сны" (1905), "Тост" (1906), начинает работу над очерками "Листригоны". В ряде произведений и прежде всего и рассказе "Гамбринус" (1906) запечатлена революция, ее "выпрямляющая" атмосфера. За Куприным устанавливается постоянный полицейский надзор. Как никогда, высока общественная активность писателя: он выступает на вечерах с чтением отрывков из "Поединка", выставляет свою кандидатуру в выборщики в первую Государственную думу. Он открыто заявляет в притче "Искусство" (1906) о благотворности воздействия революции на творчество художника. Однако, приветствуя "пролетарскую весну". Куприн видел в ней путь к утопическому и смутному строю, "всемирному анархическому союзу свободных людей" ("Тост"), осуществление которого отдалено целой тысячью лет. Его революционность - это революционность мелкобуржуазного писателя в пору общедемократического подъёма.

Hosted by uCoz